КОНЦЕПЦИЯ. ФОРМИРОВАНИЯ "ТГ". КИЕВ. ( ИГОРЬ ЛЯШЕНКО )
КОНЦЕПЦИЯ. ФОРМИРОВАНИЯ "ТГ/ТС" КИЕВА.
("Територіальна Громада"/"Территориальное Сообщество").
( ИГОРЬ ЛЯШЕНКО )
Вот как могут выглядеть территории местных громад Киева после проведения административной реформы
Подробнее ознакомиться со всеми предлагаемыми громадами можно на этой интерактивной карте.
Проблема: киевляне не могут управлять городом, а городские депутаты не знают потребностей киевлян
Дело
в том, что в Киеве практически нет местного самоуправления. Обычно оно
осуществляется на трёх уровнях: город, район в городе и местная община
(иногда возможно больше уровней). В столице же есть только городской
совет. Районные советы несколько лет назад были упразднены (значит,
киевлян лишили второго уровня самоуправления), а местных общин в Киеве
не существовало никогда. При такой системе городские депутаты не имеют
возможности решать проблемы города — они даже не могут знать обо всех
его проблемах и потребностях, ведь 60 избранных на округах депутатов на
несколькомилионный Киев — крайне мало. Рядовой киевлянин, скорее всего,
никогда не видел городского депутата от своего округа и даже не знает,
кто заседает в городском совете.
В
Киеве сейчас есть лишь один уровень представительской власти на три
миллиона жителей. 121 выборный представитель (депутаты плюс городской
голова).
Социологические
опросы подтверждают это мнение: киевляне не видят деятельности
городских депутатов. Да и самих депутатов тоже не видят. И хотя этот
опрос проводился только среди жителей Оболонского района, можно с
уверенностью сказать — такая ситуация во всём Киеве.
Решение этой проблемы — создание низовых административных единиц (местных громад) и выборных органов (советов громад).
Местная громада — это когда твой депутат живёт с тобой по соседству
Что такое местная громада? Это третий для Киева, низовой уровень местного самоуправления, самый близкий к людям.
Местная громада — это не то же самое, что районная громада.
В
каждом районе Киева живёт примерно 300 тысяч человек — это очень много.
При таком количестве населения и площади районов районные депутаты не
смогут решать реальные проблемы "на местах". К тому же, районные
советы в Киеве не имели реальных полномочий и, вероятнее всего, не
получат их. Обычно районный совет утверждал на местном уровне то, что
принял городской. Наличие компактной местной громады, местных депутатов, даёт возможность жителям небольших территорий (меньше района) непосредственно и оперативно решать свои проблемы.
Местные
громады и их советы станут действенным инструментом для решения
ежедневных проблем, потому что депутаты совета громад будут заниматься
проблемами вашего дома, а не города в целом. Депутат Киеврады
представляет 50 тысяч жителей или 100-150 домов. Депутат местной громады
представляет 2-3 тысячи жителей или 4-8 домов. Депутат Киевсовета живет
далеко от вас: в Конча-Заспе, на Печерске, на Оболонской набережной.
Депутат совета местной громады живет в вашем или соседнем доме.
Игорь
Ляшенко и эксперты инициативы "Киевская админреформа — 2015" предлагают
создать 80 громад примерно по 30 тысяч жителей каждая.
Создание местных громад и их советов — это европейский принцип управления городом. Европейская хартия городов утверждает: "… на внутрикоммунальных территориях (кварталах, округах, районах) должны быть выборные собрания, бюджет и полномочия".
На уровне громады должно избираться небольшое количество депутатов, которые будут решать местные проблемы
Каждая
громада должна иметь свой представительский орган, который и будет
принимать решения, отнесенные к её компетенции. Совет громад должен
избиратся местными жителями из числа таких же местных жителей, как и
они.
Каждый
уровень власти имеет свои полномочия и отвечает за свою часть работы.
Городская власть занимается наиболее общими вопросами: генеральным
планом города, правилами застройки, городской собственностью,
транспортом и дорогами. Районная власть имеет полномочия в сфере
образования, медицины, культуры, социальных вопросов, охраны
правопорядка, торговли, предоставления административных услуг. На самый
близкий к киевлянам уровень — уровень местной громады — логично вынести
те вопросы, которые должен решать чиновник, который ближе всего к людям.
Это вопросы озеленения и благоустройства, отдыха и спорта, ремонта
жилья, торговли и так далее. Это те вопросы, с которыми люди
сталкиваются постоянно.
Во многих городах мира успешно действует трёхуровневая система местного самоуправления
Подавляющее большинство городов имеют трехуровневую, а если считать избираемых домовых и квартальных руководителей, то и четырехуровневую систему самоуправления. Почти на всех этих уровнях (или хотя бы на двух) действует представительская система — избираются депутаты.
Вот из каких уровней состоит система управления большого города:
Верхний уровень — избираемые мэр и депутаты городского совета. Это "большие шишки". Как
правило, профессиональные или полупрофессиональные политики. Они решают
общегородские вопросы, законодательно отнесенные к уровню местного
самоуправления. Это налоги, сборы, бюджет, городские программы, крупные
проекты, градостроительные принципы, архитектура, план развития города,
распоряжение крупными земельными участками… В общем, примерно то же, что
и у нас.
Далее идет второй уровень,
который мы называем районным. Здесь занимаются вопросами школ,
поликлиник и больниц, охраны порядка, пенсий и субсидий, выдачи
документов. У нас тоже так. В городах, где районов много и они компактны, этот уровень является низовым (Вена, Варшава, например).
А вот далее появляется разительное отличие Киева от других крупных городов. Практически везде есть третий уровень — это компактные муниципальные образования, созданные по географическому, территориальному и часто историческому принципу.
Вот несколько примеров административного деления крупных городов:
Берлин. Население — 3,5 миллиона, 12 округов, 95 территоральных общин
Нью Йорк. Население - 8,4 миллиона, 5 районов, 59 общественных советов
Рим. Население — 2,8 миллиона, 19 муниципий, 35 кварталов, 6 пригородов, 53 зоны
Париж. Население — 2,2 миллиона. 20 округов, 80 территориальных кварталов
И это ещё не всё.
Город | Численность население, млн чел. | 2 уровень | 3 уровень |
Москва | 12 | 12 округов | 125 районов по 20-200 тыс. чел. |
Бухарест | 1,8 | 6 секторов | 18 районов |
Лондон | 8 | 32 района (бюро) | подрайоны, избирательные округа местного самоуправления |
Лима | 7,8 | 7 округов | 49 районов |
Рио-де-Жанейро | 6,3 | 7 субперфектур | 33 административных района |
Сантьяго | 5,4 | 37 независимых коммун | |
Санкт-Петербург | 5 | 18 районов | 111 муниципальных образований (81 огруг, 9 городов и 21 поселок) |
Анкара | 5 | 17 муниципалитетов | 422 квартала |
Берлин | 4 | 12 округов | 95 районов, статические территории |
Лос-Анджелес | 3,8 | 15 районов | 86 квартальных советов |
Мадрид | 3,2 | 21 район | 128 отделений (барио), по 2-9 барио в каждом районе |
Буэнос-Айрес | 2,9 | 15 коммун | 48 кварталов |
Прага | 1,3 | 10 старых районов | 22 новых округа |
Противники реформ, которые не хотят допускать киевлян к управлению городом, плодят множество глупых мифов
Миф 1. Районные советы дадут реальную возможность самоуправления. Районные советы никогда не имели действенных полномочий, а их работа была простой формальностью. Особенно после того, как их стали выбирать по партийным спискам. Кроме того, районный совет не может эффективно решать вопросы вашего двора.
Миф 2. Органов самоорганизации населения (ОСН) достаточно для эффективного местного самоуправления.
ОСН и их "законные" полномочия — фикция. Установленный законом кворум в
виде собрание 50% жителей ОСН невыполним, следовательно легитимно
избрать или переизбрать руководителя практически невозможно. Действующие
ОСН чаще всего представляют интересы районных администраций. ОСН не
являются административными единицами, не имеют четких границ. ОСНы могут
существовать, но не заменять территориальные общины и избранные советы
громад.
Миф 3. Выборы в советы громад должны проходить по пропорциональной или смешанной системе. Выборы
в местные органы власти на уровне местных громад должны проводится по
мажоритарной системе, потому что избиратели должны знать конкретного
депутата, который будет решать их проблемы и отвечать перед ними за
выполнение своей работы. Пропорциональная система — это выборы
абстрактных партий, а не конкретных людей.
Миф 4. В советы громад можно позволить баллотироваться всем без исключения. Местным депутатом может быть только местный житель, который хорошо знает местные проблемы и вляется соседом своих избирателей.
Миф 5. Необходимо менять законы. Нет, этот вопрос могут решить Киевсовет и городской голова.
4 шага для проведения административной реформы в Киеве уже сейчас
В ближайшее время Киевсовету
необходимо принять решение о создании и определении границ местных
громад и определить их полномочия, приняв Устав местной громады.
25 октября необходимо провести выборы в рады громад параллельно с выборами в Киевраду.
После выборов необходимо принять бюджет Киева на 2016 год с учетом потребностей громад и полномочий рад громад.
В 2016 году - громадам необходимо подготовить собственные бюджеты на 2017 год. Верховной Раде принять изменения в Закон "О столице Украины — Киеве" и в Закон "О местном самоуправлении".
Сейчас
в обществе как никогда высок запрос на проведение реальных реформ.
Децентрализация и наделение местных общин реальной властью на местах —
одна из них. Обещанных не только президентом и правительством, а и
киевской властью. Киевляне должны на практике узнать, насколько мэр и
городской совет готовы урезать собственные полномочия ради реального
блага киевлян.
вы можете вступить в обсуждение в комментариях
или
или